Выставка Зинаиды Серебряковой в Третьяковской галерее

В апреле, когда я шла мимо Инженерного корпуса Третьяковской галереи в пятницу на Болотную площадь, увидела баннеры с автопортретом Зинаиды Серебряковой (наверное, это самая растиражированная ее картина).
Не мое фото
Второй раз услышала об этой выставке от своего коллеги, когда на дежурстве разговорились и делились впечатлениями о местах, где побывали. Ему ее работы очень понравились, особенно портреты, на которых лица словно светятся изнутри. Кирилл Николаевич тоже светлый и добрый, его все любят.
Начинается осмотр выставки с портретов семьи Серебряковых, сделанных до Революции. Лица, действительно, светятся изнутри, и правильно направленные прожекторы явно вносят немалый вклад в этот эффект. В глазах нежность вперемешку с молодостью, правда их выражение на всех портретах одинаковое.
Основным натурщиком в тот период, как и у меня в детстве, был ее брат.
Половина выставки состоит из ничем не интересных этюдов и набросков. Совсем сырые и не проработанные этюды уровня детской художественной школы. На некоторых листах по несколько набросков. Они не выглядят цельными и законченными. Собственно, и не должны быть такими.
Да вообще для выставки ли черновики? И действительно завершенные по ним картины очень хорошие, совсем не блеклые яркие, динамичные.
Не понимаю, как с серьезном видом можно рассматривать почти неумелые пленеры, так долго?
Не смотря на то, что я девочка, не люблю "красиво", люблю правдиво и эмоционально. Очень понравился ее Крестьянский цикл. Там гораздо больше характеров и экспрессии.
Оказалось, что фотографировать там
 нельзя. Но пока меня не одернула
 экскурсовод, успела сделать это фото.

Когда в поздних работах увидела классический натюрморт художественной мастерской: гипсовая голова Венеры, кисти, пигменты - поняла, что меня так смущало во всех ее более ранних портретах. У всех, как и у Венеры, глаза были больше, живее написаны, выделены скулы, а нижняя челюсть провалена. Такого же эффекта желает достичь современный макияж, если верить Инстаграму. Видимо, эстетика Серебряковой сейчас снова актуальна.
Восторг вызывает то, как и где она ставит источник света на полотне. Это завораживает, создает свою магию пространства и настроения. Особенно "светятся" картины с большим количеством фигур, где балерины и девушки в бане.
Больше всего понравились два портрета, написанные в 30-е и висящие рядом: Матильды Броуэр и Попова. У них совсем разное выражение лица и глаз, наконец, ты видишь натурщика, а не отражение самой Зинаиды Серебряковой.
Нужно сказать, что Марокканский цикл более зрелый и интересный, хотя было не так много законченных работ.
У меня был час на посещение выставки, боялась, что не успею, не хватит времени. Вполне хватило половины часа.
Хочешь обидеть художника - скажи: "Красиво".


Комментарии

Популярные сообщения