Бакшевская масленица 2017

Бакшевская масляница, наверное, самый атмосферное мероприятие, на котором я была.
Когда ты ходишь по Москве в дни народных гуляний, то на улицах встречаешь зевак. А на Масленицу приезжают не зеваки.
Бакшевская масленица устраивается энтузиастами из "Рождественки" Официальный сайт, которые добровольно реставрируют не только церкви, но и традиции.
Заранее ребята обустраивали поляну, строили крепость, лепили фигуры.
Традиции масленицы теряются далеко в нашем языческом прошлом. Эдакий славянский карнавал с гуляниями, излишествами, подношением подарков солнцу, злой уходящей зиме, предкам. Радость окончания зимы и вескрешение природы.
Место для праздника выбирается легко доступное для туристов: час езды на электричке и пешком несколько километров, что от городских жителей требует стойкости характера.
В этом году дорога шла километров пять по обледеневшей тропинке в лесу. Рюкзак у меня не был легким, на ногах были обуты берцы, которые сильно скользят.
Вечером пятницы я и шла, то чуть не подскальзываясь, то по пухляку, который отбирал много сил.
Незнакомый темный лес со скользкой тропинкой, двое незнакомых попутчиков, не знаешь, где лагерь твоих друзей, не ловит связь... Страшно? Нет. Это уже привычная ситуация, ставшая зоной комфорта. В лагере моих попутчиков ребята, как водится, меня угостили водкой и на закуску предложили сало, дали телефон со работающей сетью.
Минут через тридцать я сидела в своем лагере у костра, и наворачивала уже вторую тарелку вкусной солянки. 
Фото Дмитрия Авдеева
С чего может начаться весеннее утро в снежном лесу? Одеваешься в палатке, вылезаешь под тент, чтобы обуться и оказывается, что ботинки покрыты ледяной коркой изнутри. Утро начинается в отогревания берцев. Да и весь день - это хождение от одного костра к другому, чтобы пообщаться с друзьями и высушить ботинки.

Со снежных горок люди кажутся персонажами Босха. Он, наверное, смотрел на них с башни и рисовал

Строительство снежного городка. Технические решения времен Босха
Приготовления к празднованию шли в и в субботу. Достраивался снежный городок, причем так как его строили и до революции, и до Рождества Христова; клали последние плиты на крышу традиционного снежного лабиринта. И группами прибывали новые туристы. Они ползли под рюкзаками, как муравьи, похожие на героев картин Босха. Солнечное утро в лесу, предвкушение завтрашнего праздника. И он вовсе не чужой, а твой, ты тоже носишь снег, строишь праздник своими руками.



Живописное место
А вечером, как стемнело, на поляне водили хороводы.
Темнота, за деревьями всюду виднеются костры, свечи в снежных фигурах, свет налобных фонарей, несущихся в хороводе... И пение.
Хор, поющий на родном, но уже непонятном языке про приход весны, про то, что ее не будет, если не петь эту песню, не водить хоровод. В тот момент ты не веришь, а ощущаешь каждой клеткой своего тела и постепенно забываешь, что  есть эти клетки, что есть огромные каменные дома... Просто несешься по кругу смеясь, держа за руки соседей.
В лесу можно быть только язычником. На природе, видя ее красоту, ты не можешь поверить в восторг от душных накуренных храмов. Пыльно, тесно, тошно.. А здесь снег, который растает, но снова будет, а стало быть, он вечен, вечное небо с вечными звездами, огни и руки людей, которые кружатся с тобой в этом вечном танце человека, который все-таки ребенок природы.
Конечно же на костре никто не говорит об истоках Масленицы и приходе весны. Мы уже редко видимся и просто рассказываем о том, что произошло за год. Но обязательно пекутся блины. Что за Масленица без блинов?

Приготовление блинов ночью
Кульминация праздника - штурм снежного городка и сжигание чучела Зимы.
Сценарий праздника организаторы взяли традиционный для многих губерний России: сначала разыгрывается сцена, как весна будет медведя. Он хочет спать дальше, не встает. Просыпается и, злой, прячет чучело Зимы в снежную крепость. Затем Воевода собирает войско на штурм, показывает, что ему становится жарко, раздевается до огромных цветастых трусов (в некоторых областях на Руси вообще до гола доходило) и кричит: "На штурм!!!" и ребята уже собравшиеся под крепостью бегут под стену.
Фото Дмитрия Авдеева
Для меня масленица немыслима без штурма. Участие девушек не приветствуется или даже запрещено. Наверное, во мне много горячей дурной крови.
Как правило, каску цепляют сверху рюкзака - так удобней, и еще в электричке все спрашивают: "Штурмовать будешь?" А у меня: "Ты что на крепость полезешь?"
В первый раз я волновалась, не знала чего ожидать, у друзей спрашивала что там делать, как держаться. Во второй раз, стоя под стеной, в толпе парней, меня потряхивало, чуть-чуть подташнивало и охватывал приятный азарт. 

Фото Евгения 
Перед началом привычного сценария проводов зимы на поляну стягивается народ, появляются ребята с касками. В воздухе начинает нависать напряжение.
Наконец, приходит момент и толпа, пыщащих молодостью и силой парней собирается под стеной снежного городка. Я из того сорта девочек, кто надевает свободную спецовку, снимет серьги и прячет косы под каску, и оказывается в первом - самом нижнем - ряду под стеной.
В третий раз волнения не было. Я стояла и наслаждалась гулом толпы. По верх голов в защитников крепости сочувствующие уже начали бросать снежки, и они рассыпались искрясь  над головой, снежная крошка  попадала в глаза, заставляла щуриться и улыбаться. Каким-то образом попавшие сюда иностранцы ходили между штурмующими и зрителями, улыбались, ничего не понимая. 
Эх, ребята, шли бы отсюда! 
"На штууурм!!!" 
Бегом! Уже привычно становишься в ряд, по глазам видишь что можно ожидать от человека, стоящего рядом. Внутри не слышишь криков толпы, не видишь ничего ближе человека вокруг. 
"Держать строй! Держаааать!!!" Наверное, мат есть, но не застревает в ушах, он вполне естественен.
"Отойти!" "Быстро разошлись!" Строй быстро расступается рядом с ребятами, упавшими друг на друга, тут же помогают подняться. Спасатели в касках с забралами, следящие извне выводят парня с разбитым носом и смятением в глазах. 
Дальше! Новая волна, снова упираешься согнутыми рукам в плечи тех, кто рядом. Голову согнуть и стоять, не пыхтеть, стиснуть зубки. Волна катиться назад, кто-то весит на стене, держась руками за уже проделанные выбоины. На плечо приземляется парень, аккуратно соскальзывает по плечу на землю. Поворачиваю лицо: "О! Девочка! - улыбается, - Ты извини" "Бывает" "Ты чего здесь стоишь? Ты же легкая! Давай закину наверх." И подсаживает на плечи уже формирующегося строя.
Но бывает и по-другому: иди отсюда, здесь тебе не место. 
В этом году году настырный спасатель меня вытаскивал за шкирку два раза. Я хотела оказаться в хвосте толпы, чтобы запрыгнуть сверху, пришлось от него убегать под стену и быть в нижнем ряду. И чего в итоге стоила его забота? Забота, это когда друг, который знает тебя много лет спрашивает, есть ли каска. И в этом: "Тебе каску дать?" - столько нежности и заботы. "Я свою взяла. Спасибо." И в голову лезет всякий вздор про путь России и русский менталитет. Получается, что родить и воспитать мужчин, которые в прощеное воскресенье идут стенка на стенку, живой стеной берут крепость, могут только женщины, которые останавливают коней и могут войти в горящую избу.
Но об этом не думаешь. И крик, возвещающий, что взяли крепость становится неожиданным. 

Не мое фото

Дальше, желающий поднимаются на нее все тем способом.
"Давайте девочек!" - и девочек в цветастых куртках, повизгивающих поднимают на стену. В этот момент я никто не видит, что я девочка. 
Отвоеванное чучело снимают и жгут на поляне. Весна будет, зима уйдет.
Побывав на стене и спустившись, в прощеное воскресенье, мне захотелось извинится перед спасателем, которому ответила матом. Его нигде не нашла и стояла на пустеющей поляне. От жара, сняла каску, косынку, расстегнулась, растрепанная стояла и смотрела по сторонам. В этот раз хотя бы не была мокрая насквозь. Сзади меня-то наглым образом дернул за косичку.
Набрав воздуха в грудь, повернулась, чтобы сказать Мише (а кому еще придет в голову дернуть меня за косу?), что я сейчас с ним сделаю... Но передо мной стояли трое незнакомых мужчин. Двое тоже были после штурма. Вот так и познакомились. Они, правда, постарше и защищали снежный городок. 
- Девочки снова штурмуют крепость? - И от их интонации стразу вспомнилось: "Богатыри не вы".
Спасибо ребятам за фото
Они предложили накормить меня блинами, видя колебания в глазах, холостяк Гриша, посадил меня на плечи и понес в лагерь. Очень архаичный способ знакомства.
Было интересно послушать комментарии оборонявшихся организаторов. Особенно забавно было обсуждение парня, который каждый год лезет в майке "Дуня" и как его в какой год отоваривали. Меня накормили и блинами и напоили коньяком.
 


Прощальная песня организаторов

А потом собраться и обратно по раскатанной в лед тропинке идти к электричке и ехать домой. В электричке поход не заканчивается, все еще в компании друзей доедаешь шоколадки и блины. 
Поход заканчивается только на платформе вокзала.

Комментарии

Популярные сообщения